Кунсткамеры и картинные галереи, кабинеты естественной истории и минералогии, анатомические театры и прочие собрания — такой пестрой картиной культурной жизни встретила Европа русского царя Петра I во время его заграничных путешествий. Он ехал учиться, заимствовать европейские знания и навыки, а этим познавательным целям как нельзя лучше соответствовали музейные коллекции. Подобно европейским правителям, Петр I заводит собственных агентов по закупке художественных ценностей и с их помощью составляет свое собрание. Европейские естественнонаучные и художественные ценности для самого Петра были не только способом освоения мировой культуры, но и формой приобщения к этой культуре России.
И таким новшеством в культурной жизни России стало создание первого дворцового музея — музея исторических древностей на базе хранилища государственной казны — Мастерской и Оружейной палаты. Уже в 1703 году Петр приказал изготовить для древностей российских царей особые «шкафы со стеклянными окнами», наподобие тех, которые он видел в домах голландских бюргеров, где хранились домашние реликвии и коллекции. В них должны были быть размещены для хранения, но с возможностью осмотра личные вещи представителей царствующего дома, исторические ценности и художественные изделия кремлевских мастеров. Это музейное собрание, получившее название Древлехранилище, стало основой будущего музея «Оружейная палата».
Затем последовал указ о сборе «всего того, что зело чудно и старо...», а в 1714 году была основана Российская Кунсткамера, открытая как первый публичный музей России в 1718 году.

 

1714 год принято считать годом основания Императорской Кунсткамеры и библиотеки. Кунсткамера в Санкт-Петербурге была создана в соответствии с новой концепцией. Петр поместил в нее экспонаты из коллекции Аптекарской канцелярии. Предметы, относившиеся к его фамильному собранию, например те, что хранились в Оружейной палате в Москве, в нее не вошли. Новая петербургская Кунсткамера была аналогична тем кунсткамерам, которые царь посетил в Амстердаме и Дрездене. Они были обустроены в соответствии с важным требованием: вдоль витрин, где выставлялись натуралии и артифициалии со всех концов света, можно было водить посетителей, здесь же, как правило, проводились демонстрации недавно открытых законов природы с помощью искусно сконструированных инструментов, таких как, например, воздушный насос. Таким образом, Кунсткамера, или, как ее еще называли, Кабинет редкостей, была попыткой предельно полно представить знания о природе, в том числе и с помощью созданных человеком приборов, так, чтобы все можно было увидеть своими глазами и потрогать, словно в трехмерной энциклопедии.
// Дриссен-ван хет Реве, Йозин. Голландские корни Кунсткамеры Петра Великого: история в письмах (1711-1752). – СПб, 2015.

Кикины палаты (по рисунку конца XVIII в. А. Богданова)

Распоряжение о переводе Кунсткамеры в Кикины палаты

Выше Летнего сада находилось здание, пользовавшееся в новой столице огромной популярностью как культурно-просветительское учреждение. Речь идет о Кикиных палатах, где размещались первый в России музей и первая в стране публичная библиотека. Кикины палаты — двухэтажный дворец, конфискованный казной в 1718 г. вслед за казнью владельца, Александра Васильевича Кикина, причастного к делу царевича Алексея. Этот дом Петр велел приспособить под Кунсткамеру и библиотеку. Царь хорошо знал экспонаты Кунсткамеры — он либо сам приобретал их за границей, либо по его указам их доставляли в столицу из различных уголков России. Поэтому царь считался лучшим гидом: он любил показывать экспонаты музея и рассказывать о них как иностранным послам, так и русским вельможам.
Первые экспонаты для музея Петр приобрел во время первого заграничного путешествия в 1697 —1698 гг. Тогда он познакомился с двумя естествоиспытателями: анатомом Фредериком Рюйшем, прославившимся умением искусно бальзамировать трупы, и зоологом Антони ван Левенгуком, который приобрел европейскую известность тем, что с помощью сконструированного им микроскопа открыл процесс перехода крови из артерий в вены. Царь несколько раз осматривал в Амстердаме богатую анатомическую коллекцию Рюйша и даже помогал ему пополнять ее экспонатами из России.
В 1701 г. Рюйш благодарил Петра за присылку склянок с ящерицами и червяками, просил доставить каких-то червей с желтыми пятнами. Сам отправил взамен препараты с диковинными зверюшками из Индии. Приобретенные анатомические и зоологические экспонаты легли в основу Кунсткамеры. В дальнейшем прибыла сюда и анатомическая коллекция Рюйша, которую тот собирал полстолетия. Характерно, что Рюйш решил продать плоды долголетнего труда не кому-либо, а именно Петру, ибо считал, что коллекция будет находиться в руках человека, умевшего ценить редкости и сохранить их для потомков.
//Павленко, Н.И. Петр Великий. – Москва, 1994.
Скелеты. Коллекция Рюйша (гравюра 1710 г.)
Морские обитатели. Коллекция Рюйша (гравюра 1710 г.)
Анатомическая композиция. Коллекция Рюйша
(гравюра 1710 г.)
Коллекция Рюйша состояла не только из анатомических препаратов и препаратов животных. В нее входили еще 34 гербария, собранных Рюйшем за три года, пока он работал профессором ботаники, «как местные, так и иноземные, аккуратно мною высушенные и сохраненные <…> в шкафах Е и F». Эти гербарии также были отправлены в Санкт-Петербург. Позднее, когда по экспонатам Кунсткамеры создавались рисунки, то растения из гербариев Рюйша тоже были запечатлены на бумаге, но их изображения не обнаружены.
// Дриссен-ван хет Реве, Йозин. Голландские корни Кунсткамеры Петра Великого: история в письмах (1711-1752). – СПб, 2015.
Профиль библиотеки и Кунсткамеры
Перспективный вид библиотеки
// Палаты Санкт-Петербургской императорской академии наук, Библиотеки и Кунсткамеры, с кратким показанием всех находящихся в них художественных и натуральных вещей, сочиненное для охотников, оные вещи смотреть желающих. - СПб. : Имп. Акад. наук, [1743]. - [2], 26 с., [12] л. ЭБ ГПИБ России

56. Петр Великий, купя в Амстердаме редкие кабинеты, один анатомической, а другой разных животных, по привезении в Петербург расположил оные в Смольном дворе, от прочаго строения отдаленном, и зрением оных вещей часто по утрам занимался, чтоб иметь в натуральной истории систематическое понятие. Его величество бирал меня с собою и даже, где в одно время случился быть и г. Ягушинской, которой предлагал Государю, чтоб для ежегоднаго содержания и размножения таких редкостей с смотрителей брать некоторую плату, на что Государь ему с неудовольствием при лейб-медике своем Арешкине и библиотекаре Шумахере, которым поручена была в смотрение Кунсткамера и которым велено было каждаго желающаго видеть впускать, вещи те показывать и об них объяснять, сказал: «Павел Иванович, где твой ум?! Ты судишь неправо, по твоему намерение мое было бы безполезно. Я хочу, чтоб люди смотрели и учились. Надлежит охотников приучать, потчивать и угощать, а не деньги с них брать».

Потом, оборотясь к Арешкину, о сем повеление ему давал, определя на то особую сумму денег. Такое-то старание имел монарх сей о насаждении науки знаний в государстве своем. Мило было видеть ему подданных своих, упражняющихся в науках и художествах, и такие-то были прямые друзья его, с которыми он просто и милостиво обходился.
// Нартов, Андрей Андреевич. Рассказы о Петре Великом (по авторской рукописи) / подгот. и предисл. Павел Александрович Кротов. – СПб., 2001.

№ 3159. - 1718 г., февраля 13. Именной. О приносе родившихся уродов, так же найденных необыкновенных вещей во всех городах к губернаторам и комендантам, о даче за принос оных вознаграждения и о штрафах за утайку.

Понеже известно есть, что как в человеческой природе, так и в зверской и в птичьей случается, что родятся монстры, то есть уроды, которые всегда во всех государствах собираются для диковинки, чего для впредь несколькими летами уже указ сказан, чтоб такие приносили, обещая платеж за оные, которых несколько уже и принесено, а именно: два младенца, каждый о двух головах, два, которые срослись телами. Однако ж в таком великом государстве может более быть; но таят невежды, чая, что такие уроды родятся от действа дьявольского, через ведовство и порчу: чему быть невозможно, ибо един Творец, все твари Бога, а не дьявола, которому ни над каким созданием власти нет; но от повреждения внутреннего, так же от страха и мнения материнского во время бремени, как тому многие есть примеры, чего испугается мать, такие знаки на дитяти бывают; так же когда ушибется, или больна будет, и прочее. Того ради паки сей указ подновляется, дабы, конечно, так человечьи, так скотские, звериные и птичьи уроды, приносили в каждом к комендантам своим: и им за то будет дана плата, а именно: за человеческую по 10 рублей, за скоткую и звериную по 5, а за птичью по 3 рубля, за мертвых; а за живые, за человеческую по 100 рублей, за скоткую и звериную по 15 рублей, за птичью по 7 рублей; а ежели гораздо чудное, то дадут и более, буде же с малою отменою перед обыкновенным, то меньше. Еще ж и сие прилагается, что ежели у парочитых родятся, и для стыда не захотят принести, и на такой способ, чтоб те не повинны были сказывать, кто принесет, а коменданты не повинны их спрашивать чье, но приняв, тотчас деньги дав, отпустить. А ежели кто против сего указа будет таить, на таких возвещать; а кто обличен будет, на том штрафу брать вдесятеро против платежа за оные, и те деньги отдавать изветчикам. Так же ежели кто найдет в земле, или в воде какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скоткие, рыбьи или птичьи, не такие, какие у нас ныне есть, или и такие, да зело велики или малы перед обыкновенными, так же какие старые подписи на каменьях, железе или меди, или какое старое и ныне необыкновенное ружье, посуду и прочее все, что зело старо и необыкновенно: так же бы приносили, за то давана будет довольная дача, смотря по вещи; понеже не видав, положить нельзя цены. Вышереченные уроды, как человечьи, так и животных, когда умрут, класть в спирты; буде же того нет, то в двойное; а по нужде в простое вино; и закрыть крепко, дабы не испортилось; за которое вино заплачено будет из аптеки особливо.
//Россия. Законы и постановления. Полное собрание законов Российской империи. [Собрание 1-е. С 1649 по 12 декабря 1825 г.]. - СПб. : Тип. 2-го Отд-ния Собств. Е.И.В. канцелярии, 1830.
Т. 5 : 1713-1719 : [№ 3159]. - 1830.

 

№ 3160. - 1718 г., февраля, 15. Именной, данный Губернаторам и комендантам. О порядке выдачи награждений за приносимых уродов из царства животных.

Когда кто принесет какой монструм или урода человечья, тому дав деньги по указу, отпускать не мешкав отнюдь не спрашивая; чье под потерянием чина и жестокого штрафа, а буде животное какое, или вещь какая то записывать: чье, а денег не давать прежде, пока то отослано будет в указное место, и оттоль получить отповедь, сколько дать: и тогда немедленно дать деньги, которые давать из наличных денег, какия в ту пору найдутся, из каких нибудь положенных доходов; считая на Кабинетный счет; которым выданы будут, вместо их, из соляных денег, места, куда оныя монстры и вещи . отсылать, две аптеки, Московская и Петербургская.
//Россия. Законы и постановления. Полное собрание законов Российской империи. [Собрание 1-е. С 1649 по 12 декабря 1825 г.]. - СПб. : Тип. 2-го Отд-ния Собств. Е.И.В. канцелярии, 1830.
Т. 5 : 1713-1719 : [№ 3160]. - 1830.

№ 3738. - 1721 г., февраля, 16. Сенатский. О покупке в Сибири куриозных вещей и о присылке оных в Берг и Мануфактур-Коллегию.

В доношении в Сенат Сибирскаго Губернатора Князя Черкасскаго написано: золото, которое в могилах находят, на Его Царское Величество закупать ли? И по Его Царского Величества указу и по Сенатским приговорам велено; 1720 Сентября 1 дня: золото, которое годится в передел, покупать настоящею ценою без передачи. 1721 Февраля 16 дня: куриозные вещи, которые находятся в Сибири, покупать Сибирскому Губернатору, или кому где надлежит, настоящею ценою, и не переплавливая, присылать в Берг и Мануфактур-Коллегию, а во оной по тому ж не переплавливая, об оных докладывать Его Величеству. И о том в Сибирскую Губернию и в Берг-Коллегию указы из Сената посланы.
//Россия. Законы и постановления. Полное собрание законов Российской империи. [Собрание 1-е. С 1649 по 12 декабря 1825 г.].
Т. 6 : 1720-1722 : [№ 3738]. - 1830.

Сбор редкостей внутри страны тоже был связан с инициативой Петра. В 1717 г. воронежскому губернатору было велено позаботиться о вылавливании птиц и диких зверьков. В дальнейшем Петр издает несколько указов с призывами к населению приносить все, что «зело старо и необыкновенно»: кости вымерших животных и птиц, предметы старины, древние грамоты, рукописные и печатные книги, а также уродов. Указом от 13 февраля 1718 г. велено доставившим монстров тут же выдавать вознаграждение: «Когда кто принесет какой монструм, или урода человечья, тому, дав деньги по указу, отпускать, не мешкав, отнюдь не спрашивая: чье, под потерянием чина и жестокого штрафа». В 1720 г. последовал указ о доставке из монастырей в Сенат древних жалованных грамот и других «куриозных писем оригинальных», а также книг исторических, рукописных и печатных. Через два года подтвердительный указ: «...из всех епархий и монастырей, где о чем по описям куриозные, то есть древних лет, рукописные по хартиям и на бумаге церковные и гражданские летописцы степенные, хронографы и прочие сим подобные, что где таковых обретается, взять в Москву в Синод». <...>
Приток экспонатов увеличивался с каждым годом: из Выборга прислали овцу, у которой по сторонам по два глаза и по два языка; из Тобольска — нескольких барашков: у одного из них восемь ног, у другого три глаза, два туловища и шесть ног. В Нижнем Новгороде родился младенец с тремя ногами, а в Уфе - с двумя головами. Они тоже оказались экспонатами Кунсткамеры.
Царь сам поставлял экспонаты в музей: из Дербента он распорядился доставить деревянное блюдо с серебряным ключом, преподнесенным русским войскам правителем завоеванного города, а также медное ядро, которым стреляли из крепости. В Кунсткамере хранились также пушки старинного литья. Русскому послу в Голландии Борису Ивановичу Куракину царь дважды предписывал покупать в европейских странах старинные пушки русского производства, захваченные шведами в предшествующих войнах. Теперь Швеция решила продажей их пополнить оскудевшую казну. Удивляла щедрость Петра, обычно прижимистого, но в данном случае рекомендовавшего не скупиться при покупке музейных экспонатов. Куракину он в 1720 г. писал: «Старайтесь их купить, а наипаче такие, которые гораздо стары, чтоб их не упустить в другие руки, и для того не жалейте денег».
//Павленко, Н.И. Петр Великий. – Москва, 1994.
Петр I в кабинете голландского собирателя редкостей Якова де Вильде, в 1697 году. Ориг. рис. проф. Дмитриева-Оренбургского. грав. Шюблер.
// Нива. - 1894. - № 43.

Прощание с Петербургом

Что в Академии я видел — и не счесть:
Во-первых, восковой портрет царя здесь есть,
А также кабинет сокровищ и диковин,
С которыми в цене ничто не станет вровень,
Там Господин Отец всех глобусов стоит —
Настолько же велик, насколь и знаменит.

Зверей невиданных там целая палата,
Скелет огромный, что французом был когда-то,
А рядом за стеклом витрины предстает
Утроба матери, где созревает плод,
И можете теперь увидеть вы на деле,
Как проводили время в материнском теле.

Иоганн Христиан Тремер, декабрь 1735 г.

Прощание с Петербургом : поэма: [отрывок] / И.Х. Тремер ; Пер. с нем. // Памятники культуры. Новые открытия : Ежегодник. 1979. - Л. : Наука, 1980.
Вернуться на главную страницу