№ 1910. - 1702 г., апреля, 16. Манифест «О вызове иностранцев в Россию, с обещанием им свободы вероисповедания»
Довольно известно во всех землях, которые Всевышний Нашему управлению подчинил, что со вступления Нашего на сей престол, все старания и намерения Наши клонились к тому, как бы сим Государством управлять таким образом, чтобы все Наши подданные, попечением Нашим о всеобщем благе, более и более приходили в лучшее и благополучнейшее состояние; на сей конец Мы весьма старались сохранить внутреннее спокойствие, защитить Государство от внешнего нападения и всячески улучшить и распространить торговлю. Для сей же цели Мы побуждены были в самом правлении учинить некоторые нужные и к благу земли Нашей служащие перемены, дабы Наши подданные могли тем более и удобнее научаться, поныне им неизвестным познаниям, и тем искуснее становиться во всех торговых делах. Чего ради Мы, все, наипаче к споспешествованию торговли с иноземцами необходимые приказания, распоряжения и учреждения Всемилостивейше учинили и впредь чинить намерены; поелику же Мы опасаемся, что дела сии не совсем еще в таком положении находятся, как бы Мы того желали, и что Наши подданные не могут еще в совершенном спокойствии насладиться плодами трудов Наших, того ради помышляли Мы о других еще способах, как бы обезопасить пределы Наши от нападения неприятельского и сохранить право и преимущество Нашего Государства и всеобщее спокойствие в Христианстве, как-то Христианскому Монарху следует. Для достижения сих благих целей, Мы наипаче старались о наилучшем учреждении Военного штата, яко опоры Нашего Государства, дабы войска наши не токмо состояли из хорошо обученных людей, но и жили в добром порядке и дисциплине; но дабы сие тем более усовершенствовать и побудить иноземцев, которые к сей цели содействовать и к таковому улучшению способствовать могут, купно с прочими Государству полезными художниками к Нам приезжать, и как в Нашей службе, так и в Нашей земле оставаться, указали Мы сей Манифест с нижеписанными пунктами повсюду объявить, и напечатав, по всей Европе обнародовать.
1) Небезызвестно каким образом Мы давно уже в Царствование Наше отменили и уничтожили древний обычай, посредством коего совершенно воспрещался иноземцам свободный въезд в Россию; почему Мы сие не токмо что подтверждаем, но и распространяем так, чтобы всяк и каждый, имеющий намерение сюда ехать для поступления на службу в Наше войско и запасшийся наперед новыми свидетельствами от Нашего Генерал Комиссара в Германии, которого мы вследствие сего там содержать намерены, если он объявит о себе, первому пограничному Губернатору или Наместнику, с имеющеюся при нем свитою и багажом, оттуда, до Нашей столицы безденежно подводами снабден был, и вместе всякую безопасность на пути своем имел. Чего ради Мы от сего числа всем Нашим Наместникам, Губернаторам и Командующим, как на границах, так и по дорогам от Киева, Смоленска и Пскова сюда ведущим, сообщим о том Наши подтвердительные указы и инструкции, так чтобы впредь приезжающим офицерам, никаким образом препятствия или беспокойства причинено не было, но чтобы напротив того им оказана была всякая добровольная готовность к услугам, равным образом купцы и художники намеревающиеся въехать в Россию, имеют быть приняты со всякою милостию.
2) И понеже здесь в Столице Нашей уже введено свободное отправление богослужения всех других, хотя с Нашею Церковию не согласных Христианских сект; того ради и иное сим вновь подтверждается, таким образом, что Мы по дарованной Нам от Всевышнего власти, совести человеческой приневоливать не желаем и охотно предоставляем каждому Христианину на его ответственность печись о блаженстве души своей. И так Мы крепко того станем смотреть, чтобы по прежнему обычаю никто как в своем публичном, так и частном отправлении богослужения обеспокоен не был, но при оном содержан и противу всякого помешательства защищен был. Буде же случится, что в каком-либо месте Нашего Государства или при Наших армиях и гарнизонах не будет настоящего духовного чину проповедника или церкви то каждому позволено будет не токмо в доме своем, самому и с домашними своими, службу Господу Богу совершать, но и принимать к себе тех, которые пожелают у него собираться для того, чтобы по предписанию всеобщего постановления Христианских церквей, единогласно восхвалять Бога и таким образом отправлять богослужение. И буде при Наших армиях отдельные офицеры или же целые корпуса, состоящие из полков и рот обретаются, при коих находятся проповедники: то и они имеют без сомнения пользоваться всеми теми выгодами, преимуществами и вольностями, каковые Мы даровали таковым церквам здесь в Столице, в Архангельске и в иных местах; и каковые не токмо что при отправлении настоящей проповедничей службы, но и при сподоблении Святых Таин и других церковных требах, здесь употребительны; причем Мы, по просьбе таковых единоверцев, им дозволяем и в других местах строить новые церкви.
3) А дабы иноземцы не удерживаемы были от приезда в Россию опасением, чтобы их не подвергли установлениям, судебной расправе или роду наказаний, несообразным с их земскими законами и обычаями того ради Мы сим и в силу сего повелели из иноземцев, искусных в делах военного штата образовать Тайную военного совета Коллегию, имеющую состоять из Президента, Советников, Секретарей и других канцелярских служителей, так как Мы оную в военный штат Наш вместить, и о том посредством печати обнародовать в приказе отдали; и от оной Коллегии будут зависеть все и всякие дела, касающиеся иностранного военного штата, какого бы рода и качества они ни были, равно как и Иностранный Кригс-Комиссариат, военная казна и служители оных; а вышеупомянутый Президент непосредственно Нам лишь имеет давать отчет в своем управлении; также обязан от Нас лишь ожидать в нужных делах предписаний и приказов. Что же сверх того до судебных дел относится, то первая инстанция имеет оставаться при полках, над решениями коих ревизию вести имеет Генеральный военный суд, и далее поступлено будет, как-то при иных иноземных регулярных армиях ведется и в воинских артикулах между прочим содержаться будет; каковы воинские артикулы и другие к военному штату служащие регламенты и постановления Нашего Тайного военного совета Президент, с общего рассуждения всей Тайной военной Коллегии, изложить, и сперва Нам на рассмотрение поднести, а потом напечатав, обнародовать имеет. Впрочем не токмо все и всякие лица, высшего и низшего звания, которые состоят в Нашем Иноземном военном штате, как из офицеров, так из других служителей и рядовых, со всеми их челядниками или теми кто каким-либо образом в их свите находится, к ним принадлежит или от них зависит, касательно воинских или иных дел вещных или личных договоров или исков, судом и расправою Нашей Тайной военного совета Коллегии ведомы быть имеют; но оному же суду и расправе подчиняем Мы всех прочих иноземцев, которые вступив в Нашу службу, каким-либо образом от военного ведомства зависеть будут, дабы и они не опасалися, чтобы не подпасть суду, не соответствующему земским их законам, обычаям и нравам; в таковых случаях Мы дозволяем, чтоб Наша Тайная военного совета Коллегия правосудия чинила во-первых по законам Божеским, а потом по Римскому гражданскому праву и другим народным обычаям, милостиво, полагаясь на то, что при том Наши Царские преимущества, права и принадлежности всегда соблюдаемы будут.
4) А дабы все те, которые в Нашу службу вступят, уверены были, что они не будут лишены свободы оставлять Нашу службу, того ради Мы их сим обнадеживаем, что при отставке из Нашей службы, всегда таким образом поступлено будет, как-то обыкновенно водится у других Европейских Монархов; с чем все и всякий до кого сие надлежит, имеет сообразоваться. Дан в Столице Нашей Москве.
//Россия. Законы и постановления. Полное собрание законов Российской империи. [Собрание 1-е. С 1649 по 12 декабря 1825 г.].
Т. 4 : 1700-1712 : [№ 1910]. - 1830. |
Но 1702 год знаменателен еще одной акцией, имевшей на первый взгляд отдаленное отношение к войне. Речь идет о «Манифесте о вызове иностранцев в Россию» от 16 апреля 1702 г. В этом документе, посвященном, казалось бы, частному случаю — повседневным нуждам страны в иноземных специалистах, развернута программа царствования и изложены способы ее реализации. Широковещательная программа могла остаться пустым звуком, если бы Петр не руководствовался ею, наполнив ее конкретным содержанием.
По содержанию «Манифест» легко расчленяется на две неравные части. В первой из них, вводной, изложены общие взгляды на будущее страны, развивавшейся в русле ее европеизации. Вторая часть, более обширная по объему, знакомит читателя с условиями жизни иностранных офицеров и специалистов, согласившихся служить в России: им гарантированы бесплатный проезд от пограничного пункта «даже до нашей столицы», свобода вероисповедания и право сооружения церквей, свобода выезда из России; иноземцы подлежали суду коллегии, «состоящей из иностранных и в воинском состоянии искусных особ». На фоне общих суждений вводного раздела «Манифеста» перечисленные права и привилегии иностранных наемников имеют сугубо частное значение. <…>
В законодательную практику впервые вводится понятие «общая польза», развиваемое затем в десятках указов последующего времени. В «Манифесте» обозначены, правда пока еще пунктирно, средства достижения желаемых результатов: развитие торговли, распространение просвещения, соблюдение «прав и справедливости». Особому попечению государства подлежала армия, «яко единая из наибольших подпор всех государств и правительств», как сказано в «Манифесте».
Вчитываясь в содержание «Манифеста», задаешься вопросом, почему документ с изложением программы внутренних преобразований обращен не к соотечественникам, а к иноземцам, которым, казалось бы, нет дела до того, что происходило или будет происходить в России. Ответ лежит на поверхности: «Манифестом» Петр подчеркивал, что офицеры и специалисты, согласившиеся служить России, отправятся в цивилизованную страну, в которой «наши подданные коль более, толь вяще ко всякому обществу и обходительству со всеми иными христианскими и во правах обученными народами удобны сочинены быть могли». «Манифест» провозгласил новый этап во взаимоотношениях русских с иноземцами — подозрительность сменялась уважением к их знаниям и опыту… <…>
//Павленко, Н.И. Петр Великий. – Москва, 1994. |

Где-то здесь, в центре деловой, динамично развивавшейся Европы, Петр решил внедрить в России западноевропейскую "модель" жизни, как можно скорее перенять все необходимое наперекор старому укладу и его традициям. Случилось ли это на королевской верфи в Дептфорде, где царь постигал высокие технологии своего времени — искусство кораблестроения, или в лондонской часовой мастерской Карте, где выучился на часовщика, сказать трудно. Но в то же время ясно, что западный мир московский царь воспринял как сложную машину, набор технических приемов и форм, которые надо как можно скорее использовать у себя дома. Другой вопрос — мог ли он понять основы качественно иного мироустройства, социальной структуры, отношения власти и подданных? Едва ли.<...>
Петр провозглашал принципы "разума" и "порядка", по которым должно строиться государство и жизнь его обитателей; личным примером стремился утвердить идеал сознательной службы "общему благу"; но он не представлял себе возможности определения этого порядка (лицами или учреждениями) иначе как по его воле. Юношеские впечатления от заморской "вольности" у Петра остались надолго, но в зрелом возрасте он не мыслил ее применения для своих подданных. Простота обихода, демократизм в общении с людьми самого разного положения, даже пренебрежение традицией лишь сильнее оттеняли его право наставлять их "яко детей" и требовать беспрекословного послушания.
//Карацуба И.В. выбирая свою историю. Развилки на пути России: от Рюриковичей до олигархов /И.Карацуба, И. Курукин, Н. Соколов. – М., 2015. |
Причина расположения государя к иностранцам
Как скоро заложение нового города Санкт-Петербурга, в чужих краях стало известно, с того времени из всех земель начали приезжать иностранцы, селиться и строиться в нем; частью вступали в царскую службу, а частью собственными своими промыслами приобретали себе выгоды. Государь обходился со всеми благосклонно и милостиво; офицеры получали двойное жалованье, с художниками и ремесленниками разговаривал откровенно, посещал их мастерские и отдавал им в науку молодых людей из русских, которых поощрял, чтобы они основательно и прилежно учились, дабы, сделавшись потом мастерами, могли обучать своих земляков.
Приметил, или слышал государь, что некоторые русские господа за его пристрастие к иностранцам, за свободное обхождение с строителями кораблей, голландскими корабельщиками, немецкими художниками и ремесленниками и проч., тайно негодовали и таким преимуществам завидовали. Поэтому однажды, в присутствии одних русских, сказал пред всеми: «Знаю, что видимое преимущество, оказываемое мною чужестранцам, не нравится всем моим подданным; но я имею двояких подданных: разумные и благонравные действительно видят, что я принимаю и ласкаю чужестранцев только для того, чтобы они охотно у нас оставались, и дабы от них научиться и подражать им в науках и искусствах; следовательно — для благосостояния государства и очевидной пользы моих подданных. Имею также безрассудных и злых, которые не постигают моих намерений и, не признавая их полезными, остаются охотно в прежнем своем невежестве, по глупости презирают все новое и даже охотно бы препятствовали, если бы только могли. Они не рассуждают — в каком было у нас все состоянии, прежде нежели я осмотрел иностранный земли и привлек чужестранцев в свое государство, и как бы мало я успел без их помощи во всех своих предприятиях, имея многих и столь сильных неприятелей».
// Достопамятные сказания о жизни и делах Петра Великого / Собраны ред. журнала "Русская старина". – СПб., 1876.
|