![]() |
||||
| 7205-го декабря в « » день Великий Государь, Царь и Великий Князь Петр Алексеевич, всея Великие, и Малые и Белые России Самодержец, указал послать для своих Великого Государя государственных великих дел, ко окрестным государям христианским, к Цесарю Римскому, к Английскому да к Датскому королям, к Папе Римскому, к Голанским Штатам, и к курфюрсту Бранденбургскому, и в Венецию, в великих и полномочных послах, генерала адмирала Франца Яковлевича Лефорта, генерала комиссара Федора Алексеевича Головина, думного дьяка Прокофия Возницына, и послать с ними к тем окрестным государям свои Великого Государя верющие [верительные] и полномочные грамоты; а почему им, в тех государствах будучи, Его Великого Государя дела делать, и о том дать им из Посольского Приказу наказ, и сей Его Великого Государя указ в Посольском Приказе записать в книгу. Тот его Великого Государя указ закрепил думной дьяк Емельян Игнатьевич Украинцов. // Памятники дипломатических сношений древней России с державами иностранными. [Ч. 1. Сношения с государствами европейскими. Т. 1-10]. Памятники дипломатических сношений с Империей Римской. (С 1686 по 1699 г.)]. – СПб., 1864. |
||||
№ 1910. - 1702 г., апреля, 16. Манифест «О вызове иностранцев в Россию, с обещанием им свободы вероисповедания»
|
||||
|
||||
Генрих Фон-Гюйссен изучал права в Страсбурге и, как до поступления своего на службу в Россию, так и после, занимался науками и изданием в свете разных сочинений. Получив звание доктора прав, барон служил советником при княжеском доме Вальдек. Паткуль уговорил его вступить в русскую службу, на что Гюйссен — хотя прежнее место и доставляло ему выгоды—согласился, так как предложенные Паткулем условия представляли в будущем еще большие выгоды. В подписанных Петром статьях Гюйссен обязывался: а) отыскивать, входить в переговоры и приглашать в русскую службу иностранных офицеров, инженеров, мануфактуристов, ружейников, художников, берейторов, кузнецов и других мастеровых, особенно же таких, которые бы понимали по-польски или по-чешски; b) переводить, печатать и распространять царские постановления, издаваемые для устройства военной части в России; с) склонять голландских, германских и других стран ученых, чтоб они посвящали царю, или членам его семейства, или, наконец, царским министрам замечательные из своих произведений, преимущественно касавшихся истории, политики и механики; также, чтоб эти ученые писали статьи к прославлению России, и d) войти в переговоры с почтмейстерами разных государств о правильной рассылке русских писем; причем иметь в виду отправление почты чрез Польшу и Австрию.// Пекарский П.П. Барон Гюйссен, учено-литературный агент русского правительства в начале XVIII столетия. – Б.м., б.г. |
||||
Но 1702 год знаменателен еще одной акцией, имевшей на первый взгляд отдаленное отношение к войне. Речь идет о «Манифесте о вызове иностранцев в Россию» от 16 апреля 1702 г. В этом документе, посвященном, казалось бы, частному случаю — повседневным нуждам страны в иноземных специалистах, развернута программа царствования и изложены способы ее реализации. Широковещательная программа могла остаться пустым звуком, если бы Петр не руководствовался ею, наполнив ее конкретным содержанием.По содержанию «Манифест» легко расчленяется на две неравные части. В первой из них, вводной, изложены общие взгляды на будущее страны, развивавшейся в русле ее европеизации. Вторая часть, более обширная по объему, знакомит читателя с условиями жизни иностранных офицеров и специалистов, согласившихся служить в России: им гарантированы бесплатный проезд от пограничного пункта «даже до нашей столицы», свобода вероисповедания и право сооружения церквей, свобода выезда из России; иноземцы подлежали суду коллегии, «состоящей из иностранных и в воинском состоянии искусных особ». На фоне общих суждений вводного раздела «Манифеста» перечисленные права и привилегии иностранных наемников имеют сугубо частное значение. <…> В законодательную практику впервые вводится понятие «общая польза», развиваемое затем в десятках указов последующего времени. В «Манифесте» обозначены, правда пока еще пунктирно, средства достижения желаемых результатов: развитие торговли, распространение просвещения, соблюдение «прав и справедливости». Особому попечению государства подлежала армия, «яко единая из наибольших подпор всех государств и правительств», как сказано в «Манифесте». Вчитываясь в содержание «Манифеста», задаешься вопросом, почему документ с изложением программы внутренних преобразований обращен не к соотечественникам, а к иноземцам, которым, казалось бы, нет дела до того, что происходило или будет происходить в России. Ответ лежит на поверхности: «Манифестом» Петр подчеркивал, что офицеры и специалисты, согласившиеся служить России, отправятся в цивилизованную страну, в которой «наши подданные коль более, толь вяще ко всякому обществу и обходительству со всеми иными христианскими и во правах обученными народами удобны сочинены быть могли». «Манифест» провозгласил новый этап во взаимоотношениях русских с иноземцами — подозрительность сменялась уважением к их знаниям и опыту… <…> //Павленко, Н.И. Петр Великий. – Москва, 1994. |
||||
Где-то здесь, в центре деловой, динамично развивавшейся Европы, Петр решил внедрить в России западноевропейскую "модель" жизни, как можно скорее перенять все необходимое наперекор старому укладу и его традициям. Случилось ли это на королевской верфи в Дептфорде, где царь постигал высокие технологии своего времени — искусство кораблестроения, или в лондонской часовой мастерской Карте, где выучился на часовщика, сказать трудно. Но в то же время ясно, что западный мир московский царь воспринял как сложную машину, набор технических приемов и форм, которые надо как можно скорее использовать у себя дома. Другой вопрос — мог ли он понять основы качественно иного мироустройства, социальной структуры, отношения власти и подданных? Едва ли.<...> Петр провозглашал принципы "разума" и "порядка", по которым должно строиться государство и жизнь его обитателей; личным примером стремился утвердить идеал сознательной службы "общему благу"; но он не представлял себе возможности определения этого порядка (лицами или учреждениями) иначе как по его воле. Юношеские впечатления от заморской "вольности" у Петра остались надолго, но в зрелом возрасте он не мыслил ее применения для своих подданных. Простота обихода, демократизм в общении с людьми самого разного положения, даже пренебрежение традицией лишь сильнее оттеняли его право наставлять их "яко детей" и требовать беспрекословного послушания. |
||||
Преобразования конца XVII в. завершают изменения в области культуры и быта. Эти новшества вытекали из предшествовавших реформ и являлись их логическим продолжением. Не требовалось проницательности Петра, чтобы уяснить простую мысль — нельзя находиться в постоянной зависимости от иноземцев как при комплектовании полков регулярной армии офицерским составом, так и при обеспечении создававшегося военно-морского флота мастерами-кораблестроителями. |
||||
Причина расположения государя к иностранцам
|
||||
| Вернуться на главную страницу |