Не исполнилась и другая мысль Петра, равно достойная его гения, об учреждении в Москве университета в самых обширных размерах. Она выразилась в беседе царя с патриархом Адрианом, при посещении им немощного первосвятителя в октябре 1698 года.
«Есть у нас и своя школа, да мало в ней пользы, но недостатку должного надзора. Надобно бы поручить се человеку знатному, с именем, с весом, и снабди как учителей, так и учащихся всем необходимый, для поощрения их к занятию науками. Устроить же школу следовало бы таким образом, чтобы она благоразумным учением приготовляла людей способных к службе церковной, гражданской, военной, к сооружению зданий и к искусству врачебному.
«Если бы в нашей школе разумно учили всякому добру и она была сверх того открыта для каждого приходящего, кто только заправился в науке, тогда многие родители не стали бы отдавать своих детей для обучения свободных наук иноземцам, которые славянского языка не знают, право говорить не умеют, к тому же внушают малым детям свои ереси; от чего святой церкви нашей может быть спона велия, а речи русской повреждение».
Патриарх Адриан, больной, хилый, тем менее мог исполнить великую мысль Петра, что всеми делами про нем заведовал его архидиакон, который и собою править был не в состоянии. Славяно-греко-латинская Академия, вверенная монаху Палладию, осталась, по кончине Адриана, в самом жалком положении: ученики, числом до 150, терпели во всем крайний недостаток и не могли посещать классов, потому что в них потолки и печи обвалились. Петр убедился, что скорее и легче построить новое, чем перестроить старое, гнилое, и перестал думать о преобразовании Академии. Он ограничился до времени учреждением наиболее необходимых училищ специальных, и начало им положил основанием Математической и Навигационной школы, устроенной в 1700 году вызванными им из Англии учеными математиками Фергарсоном, Гренсом и Гвином.
//Устрялов, Николай Герасимович. История царствования Петра Великого. Т. 1: Путешествие и разрыв с Швецией. – СПб., 1858.

1701 год, января 14. Указ об учреждении в Москве школы математических и навигацких наук.

Великий Государь, Царь... ревнуя древле бывшим греко-православным пресветло-самодержавным монархам, премудро-управляющим во всяком усмотрении государствие самодержавия своего и иных в Европе ныне содержащихся и премудро тщательно управляемых государств пресветло-державнейшим монархом же и речи посполитых управителям, указал именным своим В. Г. указом в государствиие Богохранимой своей державы всероссийского самодержавия на славу всеславного имени всемудрейшего Бога и своего богосодержимого храбро-премудрейшего царствования, во избаву же и пользу православно-хританства, быть математических и навигацких, то есть мореходных хитростно искусств учению. Во учителях тех наук быть английской земли урожденным: математической — Андрею Данилову сыну Фархварсону, навигацкой — Степану Гвыну да Рыцарю Грызу, и выдать те науки всяким в снабдении управлением во оружейной палате боярину Федору Алексеевичу Головину с товарищи. А тех наук ко учению усмотряя избирать добровольно хотящих, иных же паче и со принуждением и учинить неимущим во прокормление поденный корм, усмотря, арифметики или геометрии ежели кто сыщется отчасти искусным, по 5 алтын в день, инымъ же по гривне и меньше, рассмотрев коегождо искусство учения. А для тех наук определить двор в Кадашеве мастерские палаты, называем большой полотняный и об очистке того двора послать в мастерскую палату постельничему Гаврилу Ивановичу свой В. Г. указ и взяв тот двор, и усмотрев всякие нужные в нем потребы, строить из доходов оружейной палаты.
// Материалы для истории русского флота. Часть III. – СПб., 1866.

1710 год, января 7. Указ о принятии в математическую школу недорослей от 12 до 20 лет.

По именному В. Г. указу, ради примножения учения математико-навигацкого, велено записывать и брать в приказ морского флота для отсылки в школу, которая содержится у Сретенских ворот, из недорослей дворянских детей и дьячьих и подъяческих, из домов боярских и из других чинов кто пожелает, из недорослей же лет от 12 и до 17, и в таковые лета из боярских домов к записке являются малое число. И января в 7 день В. Г. указал из вышеозначенных же чинов записывать в школу лет от 12 до 20 и объявить им свою В. Г. милость, которые в вышеписанное учение будут записываться самохотно, и им даваться будет кормовых денег против прежнего В. Г. указа, кроме тех за которыми есть крестьянские довольные дворы, от первых чисел вступления в математическую науку по 6 денег на день, а потом кто прилежностью учения будет преходить в другие высшие степени того учения и таковым возрастать имеет прибавление до гривны и до 4 алтын в день. А по окончании того учения и по свидетельству практики кто явится достоин, то его В. Г. милостию не только денежным удовольствован будет не малым жалованьем, но улучить принять и честь против меры дела своего, потому что школа оная не только потребна единому мореходству и инженерству, но и артиллерии и гражданству к пользе.
//Материалы для истории русского флота. Часть III. – СПб., 1866.

1716 год, января 12. Указ о содержании в академии 300 учеников навигацкой науки и о жаловании им.

При С. Петербурге в академии в навигацкой науке содержать из недорослей, которые определены будут, полный комплект 300 человек, которым давать В. Г. жалованье из военной морского флота канцелярии сего января с 1-го числа каждому человеку по 1 рублю на месяц, из которых вычет иметь на мундир против Лейб-гвардии Преображенского полка солдата., и быть на том жалованьи донеже обучатся до геометрии, а как в геометрию вступят, сверх вышеозначенного давать по полтине на месяц, итого по полтора рубля, а когда в другие вышние науки вступят прибавлять, а именно: в меркаторской навигации по 2 рубля, в астрономии по 2 рубля с полтиною, в круглой навигации по 3 рубля человеку на месяц; а для обучения оных недорослей быть из навигаторов 8-ми человекам; да в науке геодезии из школьников 30 человек, которым жалованья давать против как положено вышней статьей.
//Материалы для истории русского флота. Часть III. – СПб., 1866.

Создание Математико-навигацкой школы было задумано в конце XVII века. В 1698 г., будучи в Лондоне, Петр I «приказал отыскать хорошего преподавателя математики и морских наук, и по этому приказанию представили ему профессора Абердинского университета Фархварсона (Неnrу Fargwarson), который по приглашению государя решился вступить в русскую службу». Одновременно на русскую службу были приглашены англичане Гвин (Stephen Gwyn) и Грейс (Richard Greis). Как известно, все трое впоследствии стали учителями Московской математико-навигацкой школы. Примерно в то же время Петр I поручает Я. В. Брюсу закупить за границей значительное количество навигационных, астрономических и математических инструментов, большая часть которых предназначалась для той же школы.
В августе 1699 г., находясь в Воронеже, Петр дал указание начать подготовку к открытию школы «Математических и навигацких, то есть мореходных хитростно искусств учению». Эта подготовка продолжалась около полутора лет и указ об открытии школы был объявлен только 14 января 1701 года. Эту дату и принято считать днем основания Московской математико-навигацкой школы».
Сначала для школы предполагалось «определить двор в Кадашеве, мастерские палаты, называемой большой полотняной». Однако учителя школы, осмотрев это помещение, нашли, что «тот двор к учению наших наук не годится, для того что он стоит в неудобном месте и нам холопам твоим прямых примечаний в обсервацию усмотреть невозможно, ...также учеников учить и начертание и чертежи делать негде, что неудобно, построено н темно». По этим причинам они просили отвести для школы другое помещение, на Покровской или Мясницкой улице на высоком месте, чтоб нам можно горизонт видеть и примечать обсервацию и начертание и чертежи б делать в светлых упокоях...».
Эта просьба была удовлетворена, и 23 июня 1701 г. последовал по которому велено было «Сретенскую по земляному городу башню, на которой боевые часы, взять со всяким палатным строением и с принадлежащею к ней землею под школы математических и навигацких наук».
Но так как Сухарева башня, построенная в 1692—1695 гг., не б приспособлена для занятий, то в 1701—1702 гг. ее помещения были оборудованы. В 1702 г. Математико-навигацкая школа уже была размещена в здании Сухаревой (Сретенской) башни и оставалась в ней допоследних дней своего существования.
В деятельности школы четко выделяются два периода: первый — с 14 января 1701 г. по 1 октября 1715 г. (до учреждения Петербургской морской академии) и второй — с 1 октября 1715 г. до 15 декабря 1752 года.
// Вопросы географии: сб. 34. Картография. – Москва, 1954.

Сухарева башня в Москве. [фрагмент] Художник Л.А.Гойдуков, рисовал на дереве Э.Вернер, гравер. К. Вейерман
// Нива. – 1870. - № 15.

Мысль о школе должна была возникнуть у Петра задолго до 1699 г. Ее с особенной силой должны были возбуждать введенные им перемены в вооруженных силах страны. Создание большого азовского флота, как самое кораблестроение, а затем и мореплавание, ставило вопрос, во-первых, об инженерах и техниках, знающих основы математической науки, необходимые при кораблестроении, во-вторых, о морских офицерах, умеющих пользоваться картой, компасом и всякими другими употребляющимися при кораблевождении инструментами, для чего также необходимы были математические знания. Грамотности, умения читать и писать, и даже той книжной начитанности, какая тогда в иных случаях встречалась, было совершенно недостаточно. Для кораблестроения, для навигации, для артиллерии и постройки крепостей необходимы были математические науки: арифметика, геометрия, тригонометрия. При организации флота и устройстве регулярных войск выдвигался вопрос также о медицинской науке, так как новые военные части должны были снабжаться медицинским персоналом. Можно сказать, что на каждом шагу своей все расширяющейся организаторской деятельности Петр неизбежно сталкивался с нуждой в знающем человеке. За недостатком своих знающих людей приходилось обращаться к иностранцам, искать инженера, морского офицера, артиллериста, врача и всякого другого специалиста за границей, нанимать этих специалистов плохого качества, платя им дорогую цену. Все это не могло, конечно, не наводить Петра на мысль о подготовке нужных специалистов из своих путем посылки их для обучения за границу или посредством создания школы у себя дома. Заграничное путешествие должно было также подтвердить его мысли о значении науки и школы. Он увидел здесь и развитие науки самой по себе при посещении научных учреждений: университетов, музеев, обсерваторий, лабораторий, и значение прикладной науки в приложении к жизни в различных ее областях: и на корабле, и в войске, и на заводе, и в госпитале. Мысль о необходимости собственной школы, устроенной на манер западноевропейских школ, повела во время заграничного путешествия к некоторым шагам, направленным к ее практическому осуществлению. В Англии Брюсу давно было поручено обозреть английские школы и представить о них отчет. В Англии же в 1698 г. Петру были представлены трое преподавателей, согласившихся вступить на русскую службу и ехать в Москву, чтобы учредить там математическую школу.
// Богословский М.М. Петр I. Материалы для биографии. Т. 4: Русско-Датский союз. Керченский поход. Дипломатическая подготовка Северной войны. Реформы и преобразовательные планы 1699-1700 гг. Начало войны Дании и Польши со Швецией и приготовления Петра к Северной войне. 1699-1701. - [М.], 1948.

Ученики проходили все науки последовательно. Определенного времени для экзаменов, переводов, выпусков не было, и учеников переводили из одного отделения в другое, или по-тогдашнему «из одной науки в другую», по мере выучки; выпускали из школы по мере готовности к делу и по требованию различных ведомств. На освободившиеся места сейчас же принимали или набирали новых учеников. Ученье приравнивалось к службе, и ученики получали кормовые деньги, размер которых был, впрочем, очень невелик, — от 3 алтын в день до пяти, в зависимости от степени изучаемых наук — чем дальше подвигался в науках ученик, тем больше он получал. Ученик обнадеживался, что по окончании курса он «не только денежным удовольствован будет немалым жалованьем, но улучит приять и честь против меры дела своего». Но одно дело обещания, другое их выполнение: при большой затрудненности денежного хозяйства Петра ученики навигацкой школы частенько не дополучали своего жалованья, а временами и совсем не получали. В 1711 г., когда отпуск денег замедлился, многие ученики разбежались; зимой 1714 г. ученики, не получая пять месяцев кормовых, по словам донесения, «не только проели кафтаны, но истинно босыми ногами ходя, просят милостыни у окон». Заведовавший школой комиссар московской адмиралтейской конторы написал тогда решительное письмо генерал-адмиралу Апраксину, под высшим начальством которого находилась школа, где извещал, что так дела вести нельзя, что «ежели школе быть, то потребны на содержание ее деньги, а буде даваться не будут, то истинно лучше распустить, понеже от нищенства и глада являются от школяров многая плутости».
// Князьков С. Очерки из истории Петра Великого и его времени. – М., 1909.

25 февраля 1705 года в Ижорской канцелярии объявлен был царский указ: «для общей всенародной пользы учинить на Москве школу на дворе В. О. Нарышкина, на Покровке, в той школе бояр, и окольничих, и думных, и ближних, и всякого служилого и купецкого чина детей их, которые своею охотою приходить и в ту школу записываться станут, учить греческого, латинского, итальянского, французского, немецкого и иных разных языков и философской мудрости; а за то ученье с тех учеников денежного и никакого в его государеву службу неволей взятия не будет, и о том по городским воротам прибить указы».
// Князьков С. Очерки из истории Петра Великого и его времени. – М., 1909.

Из указа № 3718 от 1721 г., 25 января "Регламент или Устав Духовной коллегии"

А как бы в сем опасно и искусно справитися, угодно суть последующие регулы:
1. Не подобе исперва многих учителей, но первый год довольно единаго или двоих, которые бы учили Грамматике, сиесть, язык правильно знать Латинский, или Греческий, или оба языка.
2. На другой год, и третий и прочии, поступая к большим учениям, да и перваго не отлагая для новых учеников, большее число и учителей придастся.
5. Определенным и добрым учителям приказать, чтобы они исперва сказывали ученикам своим вкратце, но ясно, кая сила есть настоящаго учения, Грамматики, на пример, Риторики, Логики и прочая; и чего хощем достигнути чрез сие или оное учение, чтоб ученики видели берег, к которому пловут, и лучшую бы охоту возымели и познавали бы повседневную прибыль свою, тако ж и недостатки.
8. По случаю зде с причины мимошедшаго совета воспоминается, что при школах надлежит быть библиотеке довольной. Ибо без библиотеки, как без души Академия. А довольную библиотеку мощно купить за две тысящи рублей.
Библиотека учителем по вся дни и часы ко употреблению невозбранна, только бы книг по келлиам не разбирали, но чли бы оныя в самой библиотечной канторе. А ученикам и прочиим охотникам отворять библиотеку в уреченные дни и часы.
И ходили б в библиотеку, которые язык умеют, в особенные часы и дни по долженству, а в иные за охоту и в урочное время. Спрашивал бы всякаго свой учитель, котораго он автора чтет, и что прочел, и что писал; а если чего не уразумел, то б ему объяснил учитель. Сие вельми полезно и скоро человека, аки претворяет в иного, хотя бы прежде грубых был обычаев.
9. Обращаяся к школьным учениям, сие видится быть вельми благоуспешно, что могут некая учения двое или трое вдруг одного часа и одним делом подаватися. На пример, уча Грамматике, может учитель с нею учить купно и Географию и Историю: понеже, по регулам Грамматическим, нужно есть делать экзерциции, сиесть обучатися в переводах с моего языка, на язык тот, котораго учуся, и вопреки с языка того на мой язык. То мощно велеть ученикам переводить по части Географию, или Историю одну внешнюю, либо Церковную, или на перемену оба те учения.
Обаче, понеже Историю честь без ведения Географскаго, есть как бы завязанными глазами по улицам ходить; того ради здравый совет есть год, Грамматике определенный, разделить на две части; и полгода первое учить Грамматику с Географиею, особенный в неделе день определяя, в которой на карте будет учитель показывать циркулы, планисферия и универсальную ситуацию мира. А еще лучше бы делать сие на глобусе, и так обучать студентов, чтоб могли перстом показать, когда кто спросит их: где Азия? где Африка, где Европа? и к которым сторонам под нами лежит Америка? Тако ж и особь о Государствах: где Египет? где Хина? где Португалия? и прочая. А другое полгода давать в экзерциции переводить Историю универсальную, да краткую, только бы был автор чистаго языка Латинскаго, яковый есть Юстин Историк, и мощно будет после других смотреть.
10. Чин учения таковый добрый кажется: 1. Грамматика купно с Географиею и Историею. 2. Арифметика и Геометрия. 3. Логика или Диалектика, и едино то двоименное учение. 4. Реторика купно или раздельно с стихотворным учением. 5. Физика, присовокупя краткую Метафизику. 6. Политика краткая Пуффендорфова, аще она потребна судится быть, и может она присовокупитися к Диалектике. 7. Богословия. Первые шесть по году возмут, а Богословия два года. Ибо хотя и всякое учение , кроме Диалектическаго и Грамматическаго, пространное есть; обаче в школах сокращенно трактовать надобе, и главнейшия толь части. После сам долгим чтением и практикою совершится, кто так доброе руководство получит. Язык Греческий и Еврейский, (если будут учители) между иными учении урочное себе время приимут.
15. Приходящие же тые ученики были б при Академии до конца всех учений, и не отпускать от школы Ректору без ведома Духовнаго Коллегиум. А если бы Ректор или Префект, или иный кто отпустил ученика отай за мзду поданую, и на такого преступника определить жестокое наказание.
16. Всем повсюду известно буди, что где будет человек ученый во Академии, и от Академии свидетельствованный, того на степень духовныя или гражданския чести не может упредить неученый с великим штрафом на власти оныя, которыя бы инако сделали.
17. Новопришедшаго ученика отведать память и остроумие; и если покажется весьма туп, не принимать в Академию: ибо лета потеряет, а ничего не научится; а обаче возымеет о себе мнение, что он мудрый и от таковых несть горших бездельников. А чтоб который не притворял себе тупости, желая отпуску в дом, как то другие притворяют телесную немощь от солдатства; искушению ума его целый год положить. И может умный учитель примыслить способы искушения таковые, яковых он познать и ухитрить не дознается.
18. Буде покажется детина непобедимой злобы, свирепый, до драки скорый, клеветник, непокорив, и буде чрез годовое время ни увещании, ни жестоким наказании одолеть ему невозможно, хотя б и остроумен был: выслать из Академии, чтоб бешеному меча не дать.
20. Не надобе хвалитися Академии, но ниже смотреть на тое, что много учеников имеет: сие бо весьма суетно есть; но смотреть, как много есть остроумных и добре учащихся, с великою пользы надеждою, и как бы оных додержать постоянных до конца.
22. Но что паче всего, и почитай едино есть потребно и полезно, быть при Академии или в начале и без Академии Семинариум для учения и воспитания детей, какие вымышлено не мало во иноземных странах …

Из указа № 3937 от 1722 г., 5 апреля "Регламент о управлении Адмиралтейства и верфи и часть вторая Регламента Морского"

59. О Академии, и каким наукам в оной учить.
В Академии учить наукам, а именно: артиллерии, навигации и фортификации, шанцам и ретраншементам, географии, и воинским обучениям с мушкетами, совершенно. А фортификации и апрошам, так и корабельным членам, чтоб только знали, что для чего делается, а рисовать и на рапирах, сколько возможно. И для того учения учителей, которых наук ныне в Академии не обретается, прибрать способных; а для раздачи денежной казны комиссара, да для перевода книг, принадлежащих к наукам, переводчика. Тут же иметь один гол корабельный разобранный, для толкования ученикам о членах корабельных; для чего корабельным мастерам и подмастерьям, переменяясь, при том быть и учить.
60. О учении детей плотничьих и прочих мастеровых людей.
Плотничьих и прочих мастеровых людей детей надлежит обучить грамоте, цифири, и плат-геометрии, дабы потом могли добрыми мастеровыми быть. Для чего особливую школу иметь.
61. Иноземцев и их детей не учить в Адмиралтействе ничему без присяги, и которых надлежит почитать за иноземцев.
Кто из иноземцев и их детей пожелают учиться в Адмиралтействе какого мастерства, те должны прежде присягу учинить в вечное фазальство; а без того их не принимать. Иноземцами считаются те, кто приехал из иных государств, и вступили в службу. А которые родились в России, и приняли службу, те яко россияне, почтены имеют быть.

Из указа № 4624 от 1724 г., 30 декабря «Инструкция Магистратам»

33. Стараться прилежно, чтоб малолетние не токмо зажиточных, но и бедных людей, гражданских жителей дети, читать и писать и арифметике или циферному счислению обучались и для того при церквах или где пристойно учредить школы, чтобы такие малолетние, а особливо бедных граждан дети, от которых вперед граду польза и вспоможение может быть, без обучения, в непотребство и в какой-либо вред граду не возрастали, а по обучении и по возрасту имут о таких радениях, чтоб каждый к надлежащему от его рукоделия или других потребных способов, к чему кто будет склонен, к пропитанию был определен, дабы от таких впредь могла быть граду польза и вспоможение.
//Россия. Законы и постановления. Полное собрание законов Российской империи. [Собрание 1-е. С 1649 по 12 декабря 1825 г.].
Т. 7 : 1723-1727 : [№ 4624]. - 1830.

Вернуться на главную страницу