![]() |
![]() «Есть у нас и своя школа, да мало в ней пользы, но недостатку должного надзора. Надобно бы поручить се человеку знатному, с именем, с весом, и снабди как учителей, так и учащихся всем необходимый, для поощрения их к занятию науками. Устроить же школу следовало бы таким образом, чтобы она благоразумным учением приготовляла людей способных к службе церковной, гражданской, военной, к сооружению зданий и к искусству врачебному. «Если бы в нашей школе разумно учили всякому добру и она была сверх того открыта для каждого приходящего, кто только заправился в науке, тогда многие родители не стали бы отдавать своих детей для обучения свободных наук иноземцам, которые славянского языка не знают, право говорить не умеют, к тому же внушают малым детям свои ереси; от чего святой церкви нашей может быть спона велия, а речи русской повреждение». Патриарх Адриан, больной, хилый, тем менее мог исполнить великую мысль Петра, что всеми делами про нем заведовал его архидиакон, который и собою править был не в состоянии. Славяно-греко-латинская Академия, вверенная монаху Палладию, осталась, по кончине Адриана, в самом жалком положении: ученики, числом до 150, терпели во всем крайний недостаток и не могли посещать классов, потому что в них потолки и печи обвалились. Петр убедился, что скорее и легче построить новое, чем перестроить старое, гнилое, и перестал думать о преобразовании Академии. Он ограничился до времени учреждением наиболее необходимых училищ специальных, и начало им положил основанием Математической и Навигационной школы, устроенной в 1700 году вызванными им из Англии учеными математиками Фергарсоном, Гренсом и Гвином. //Устрялов, Николай Герасимович. История царствования Петра Великого. Т. 1: Путешествие и разрыв с Швецией. – СПб., 1858. |
1701 год, января 14. Указ об учреждении в Москве школы математических и навигацких наук.Великий Государь, Царь... ревнуя древле бывшим греко-православным пресветло-самодержавным монархам, премудро-управляющим во всяком усмотрении государствие самодержавия своего и иных в Европе ныне содержащихся и премудро тщательно управляемых государств пресветло-державнейшим монархом же и речи посполитых управителям, указал именным своим В. Г. указом в государствиие Богохранимой своей державы всероссийского самодержавия на славу всеславного имени всемудрейшего Бога и своего богосодержимого храбро-премудрейшего царствования, во избаву же и пользу православно-хританства, быть математических и навигацких, то есть мореходных хитростно искусств учению. Во учителях тех наук быть английской земли урожденным: математической — Андрею Данилову сыну Фархварсону, навигацкой — Степану Гвыну да Рыцарю Грызу, и выдать те науки всяким в снабдении управлением во оружейной палате боярину Федору Алексеевичу Головину с товарищи. А тех наук ко учению усмотряя избирать добровольно хотящих, иных же паче и со принуждением и учинить неимущим во прокормление поденный корм, усмотря, арифметики или геометрии ежели кто сыщется отчасти искусным, по 5 алтын в день, инымъ же по гривне и меньше, рассмотрев коегождо искусство учения. А для тех наук определить двор в Кадашеве мастерские палаты, называем большой полотняный и об очистке того двора послать в мастерскую палату постельничему Гаврилу Ивановичу свой В. Г. указ и взяв тот двор, и усмотрев всякие нужные в нем потребы, строить из доходов оружейной палаты. |
1710 год, января 7. Указ о принятии в математическую школу недорослей от 12 до 20 лет.По именному В. Г. указу, ради примножения учения математико-навигацкого, велено записывать и брать в приказ морского флота для отсылки в школу, которая содержится у Сретенских ворот, из недорослей дворянских детей и дьячьих и подъяческих, из домов боярских и из других чинов кто пожелает, из недорослей же лет от 12 и до 17, и в таковые лета из боярских домов к записке являются малое число. И января в 7 день В. Г. указал из вышеозначенных же чинов записывать в школу лет от 12 до 20 и объявить им свою В. Г. милость, которые в вышеписанное учение будут записываться самохотно, и им даваться будет кормовых денег против прежнего В. Г. указа, кроме тех за которыми есть крестьянские довольные дворы, от первых чисел вступления в математическую науку по 6 денег на день, а потом кто прилежностью учения будет преходить в другие высшие степени того учения и таковым возрастать имеет прибавление до гривны и до 4 алтын в день. А по окончании того учения и по свидетельству практики кто явится достоин, то его В. Г. милостию не только денежным удовольствован будет не малым жалованьем, но улучить принять и честь против меры дела своего, потому что школа оная не только потребна единому мореходству и инженерству, но и артиллерии и гражданству к пользе. |
![]() |
![]() |
![]() |
1716 год, января 12. Указ о содержании в академии 300 учеников навигацкой науки и о жаловании им.При С. Петербурге в академии в навигацкой науке содержать из недорослей, которые определены будут, полный комплект 300 человек, которым давать В. Г. жалованье из военной морского флота канцелярии сего января с 1-го числа каждому человеку по 1 рублю на месяц, из которых вычет иметь на мундир против Лейб-гвардии Преображенского полка солдата., и быть на том жалованьи донеже обучатся до геометрии, а как в геометрию вступят, сверх вышеозначенного давать по полтине на месяц, итого по полтора рубля, а когда в другие вышние науки вступят прибавлять, а именно: в меркаторской навигации по 2 рубля, в астрономии по 2 рубля с полтиною, в круглой навигации по 3 рубля человеку на месяц; а для обучения оных недорослей быть из навигаторов 8-ми человекам; да в науке геодезии из школьников 30 человек, которым жалованья давать против как положено вышней статьей. |
Создание Математико-навигацкой школы было задумано в конце XVII века. В 1698 г., будучи в Лондоне, Петр I «приказал отыскать хорошего преподавателя математики и морских наук, и по этому приказанию представили ему профессора Абердинского университета Фархварсона (Неnrу Fargwarson), который по приглашению государя решился вступить в русскую службу». Одновременно на русскую службу были приглашены англичане Гвин (Stephen Gwyn) и Грейс (Richard Greis). Как известно, все трое впоследствии стали учителями Московской математико-навигацкой школы. Примерно в то же время Петр I поручает Я. В. Брюсу закупить за границей значительное количество навигационных, астрономических и математических инструментов, большая часть которых предназначалась для той же школы. В августе 1699 г., находясь в Воронеже, Петр дал указание начать подготовку к открытию школы «Математических и навигацких, то есть мореходных хитростно искусств учению». Эта подготовка продолжалась около полутора лет и указ об открытии школы был объявлен только 14 января 1701 года. Эту дату и принято считать днем основания Московской математико-навигацкой школы». Сначала для школы предполагалось «определить двор в Кадашеве, мастерские палаты, называемой большой полотняной». Однако учителя школы, осмотрев это помещение, нашли, что «тот двор к учению наших наук не годится, для того что он стоит в неудобном месте и нам холопам твоим прямых примечаний в обсервацию усмотреть невозможно, ...также учеников учить и начертание и чертежи делать негде, что неудобно, построено н темно». По этим причинам они просили отвести для школы другое помещение, на Покровской или Мясницкой улице на высоком месте, чтоб нам можно горизонт видеть и примечать обсервацию и начертание и чертежи б делать в светлых упокоях...». Эта просьба была удовлетворена, и 23 июня 1701 г. последовал по которому велено было «Сретенскую по земляному городу башню, на которой боевые часы, взять со всяким палатным строением и с принадлежащею к ней землею под школы математических и навигацких наук». Но так как Сухарева башня, построенная в 1692—1695 гг., не б приспособлена для занятий, то в 1701—1702 гг. ее помещения были оборудованы. В 1702 г. Математико-навигацкая школа уже была размещена в здании Сухаревой (Сретенской) башни и оставалась в ней допоследних дней своего существования. В деятельности школы четко выделяются два периода: первый — с 14 января 1701 г. по 1 октября 1715 г. (до учреждения Петербургской морской академии) и второй — с 1 октября 1715 г. до 15 декабря 1752 года. // Вопросы географии: сб. 34. Картография. – Москва, 1954. |
Сухарева башня в Москве. [фрагмент] Художник Л.А.Гойдуков, рисовал на дереве Э.Вернер, гравер. К. Вейерман |
![]() // Богословский М.М. Петр I. Материалы для биографии. Т. 4: Русско-Датский союз. Керченский поход. Дипломатическая подготовка Северной войны. Реформы и преобразовательные планы 1699-1700 гг. Начало войны Дании и Польши со Швецией и приготовления Петра к Северной войне. 1699-1701. - [М.], 1948. |
Ученики проходили все науки последовательно. Определенного времени для экзаменов, переводов, выпусков не было, и учеников переводили из одного отделения в другое, или по-тогдашнему «из одной науки в другую», по мере выучки; выпускали из школы по мере готовности к делу и по требованию различных ведомств. На освободившиеся места сейчас же принимали или набирали новых учеников. Ученье приравнивалось к службе, и ученики получали кормовые деньги, размер которых был, впрочем, очень невелик, — от 3 алтын в день до пяти, в зависимости от степени изучаемых наук — чем дальше подвигался в науках ученик, тем больше он получал. Ученик обнадеживался, что по окончании курса он «не только денежным удовольствован будет немалым жалованьем, но улучит приять и честь против меры дела своего». Но одно дело обещания, другое их выполнение: при большой затрудненности денежного хозяйства Петра ученики навигацкой школы частенько не дополучали своего жалованья, а временами и совсем не получали. В 1711 г., когда отпуск денег замедлился, многие ученики разбежались; зимой 1714 г. ученики, не получая пять месяцев кормовых, по словам донесения, «не только проели кафтаны, но истинно босыми ногами ходя, просят милостыни у окон». Заведовавший школой комиссар московской адмиралтейской конторы написал тогда решительное письмо генерал-адмиралу Апраксину, под высшим начальством которого находилась школа, где извещал, что так дела вести нельзя, что «ежели школе быть, то потребны на содержание ее деньги, а буде даваться не будут, то истинно лучше распустить, понеже от нищенства и глада являются от школяров многая плутости». |
![]() |
25 февраля 1705 года в Ижорской канцелярии объявлен был царский указ: «для общей всенародной пользы учинить на Москве школу на дворе В. О. Нарышкина, на Покровке, в той школе бояр, и окольничих, и думных, и ближних, и всякого служилого и купецкого чина детей их, которые своею охотою приходить и в ту школу записываться станут, учить греческого, латинского, итальянского, французского, немецкого и иных разных языков и философской мудрости; а за то ученье с тех учеников денежного и никакого в его государеву службу неволей взятия не будет, и о том по городским воротам прибить указы». // Князьков С. Очерки из истории Петра Великого и его времени. – М., 1909. |
|
Из указа № 3937 от 1722 г., 5 апреля "Регламент о управлении Адмиралтейства и верфи и часть вторая Регламента Морского"59. О Академии, и каким наукам в оной учить. |
|
Вернуться на главную страницу |