|
№ 1735. - 1699 г., 19 декабря. Именной. О писании впредь января с I числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира
В Разряде и во всех приказах, в пометах, записках, в грамотах и во всяких Наших Великого Государя указах о всяких делах и в приказных и на площадях во всяких крепостях и в городах воеводам в списках и в пометах и в сметных и пометных списках и во всяких приказных и мирских делах лета писать и числить годы января с 1 числа 7208 года и считать сего от Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 1700 года, а год спустя января с 1 числа с предбудущего 7209 года писать от Рождества Христова января с 1 числа 1801 года и в предбудущих чинить по тому же, а с того нового года января месяца и иные месяцы и числа писать сряду до января непременно и в прочие лета, счисляя лета от Рождества Христова по тому же. А то указали Мы Великий государь учинить, для того что во многих христианских окрестных народах, которые православную Христианскую Восточную веру держать с нами согласно, лета пишут числом от Рождества Христова. А буде кто похочет писать и от сотворения мира: и им писать оба те лета от сотворения мира и от Рождества Христова сряду свободно.
//Россия. Законы и постановления. Полное собрание законов Российской империи. [Собрание 1-е. С 1649 по 12 декабря 1825 г.]. - СПб. : Тип. 2-го Отд-ния Собств. Е.И.В. канцелярии, 1830. |
№ 1736. - 1699 г., 20 декабря. Именной. О праздновании Нового года
Великий Государь указал сказать: известно Ему Великому Государю не только что во многих европейских христианских странах, но и в народах славянских, которые с Восточной православной нашей Церковью во всем согласны, как: волохи, молдавы, сербы, далматы, болгары и самые Его Великого Государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова восемь дней спустя, то есть января с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего января с 1 числа настанет новый 1700 год купно и новый столетний век: и для того доброго и полезного дела, указал Великий Государь впредь лета счислять в Приказах и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего января с 1 числа от Рождества Христова 1700 года. А в знак того доброго начинания и нового столетнего века в царствующем граде Москве, после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви и кому случится и в доме своем, по большим и проезжим знатным улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых против образцов, каковы сделаны на Гостином дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно; а людям скудным каждому хотя по деревцу, или ветви на ворота, или над храминой своей поставить; и то бы то поспело, ныне будущего января к 1 числу сего года, а стоять тому украшению января по 7-й день того же 1700 года. Да января же в 1 день, в знак веселья, друг друга поздравляя Новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам боярам и окольничим и думным и ближним и знатным людям палатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям, каждому на своем дворе из небольших пушечек, буде у кого есть, и из нескольких мушкетов или иного мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится, и по улицам большим, где пространство есть, января с 1 по 7 число по ночам огни зажигать из дров или хвороста или соломы, а где мелкие дворы, собраться пять или шесть дворов, такой огонь класть или, кто похочет, на столбиках поставить по одной или по 2 или по 3 смоляные и худые бочки, и наполня соломой или хворостом, зажигать; а перед Бурмистрской ратушей стрельбе и таким огням и украшению по их рассмотрению быть же.
//Россия. Законы и постановления. Полное собрание законов Российской империи. [Собрание 1-е. С 1649 по 12 декабря 1825 г.]. - СПб. : Тип. 2-го Отд-ния Собств. Е.И.В. канцелярии, 1830.
Т. 3 : 1689-1699 : [№ 1736]. - 1830. |
|
|
Объявление указа Петра Великого (1699 г.) считать «новый год» с 1-го января.
// Иллюстрированная история царствования императора Петра Великого / П.Н.Петров, С.Н. Шубинский. - Б.м., [1903]. |
|

Приготовляя таким образом надежные средства к борьбе с Швецией и предугадывая, что с первых выстрелов на берегах Балтийского моря, Россия начнет новую государственную жизнь, Петр хотел, в ознаменование грядущего перерождения своего народа, разграничить старое время от нового резкою чертою, и 20 декабря повелел: по примеру всех христианских народов, вести летоисчисление не от сотворения мира, как было до сих пор, а от Рождества Христова, и считать новый год не с 1 сентября, а с 1 января. «В знак же того доброго начинания и нового столетнего века, в царствующем граде Москве, после должного благодарения Богу и молебного в церквах пения, друг друга поздравлять с новым годом; между тем по большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых; а как на Красной площади зажгут огненные потехи и начнется пальба, по всем дворам палатных, воинских и купеческих людей стрелять из небольших пушечек или из ружей троекратно и пускать ракеты; кроме того, где место позволит, зажигать по ночам с 1 до 7 января костры и смоляные бочки».
Очевидец этого первого празднования нового года, Плейер пишет, что «пальба из 200 орудий, поставленных на Красной площади, и из мелкого ружья по частным домам, не умолкала целую неделю. Ночью везде горели огни и хлопали ракеты. Торжество заключилось 6 января, в день Богоявления Господня, крестным ходом на иордань. Вопреки прежнему обычаю, царь в процессии не учувствовал, а стоял в офицерском мундире при своем полку, выстроенном, вместе с другими полками, на Москве-реке. Тут же находились и вновь набранные солдаты, в числе 12,000 человек: все они были хорошо обмундированы и вооружены. Но красивее всех был царский лейб-регимент (Преображенский полк) в темно-зеленых кафтанах».
//Устрялов, Николай Герасимович. История царствования Петра Великого. Т. 1: Путешествие и разрыв с Швецией. – СПб., 1858. |
Указами от 19 и 20 декабря 1699 г. вводилось еще два новшества: предписывалось производить счисление лет не от сотворения мира, а от Рождества Христова, а новолетие начинать не с 1 сентября, а с 1 января, как это делалось во многих европейских странах. В день 1 января, по старому летосчислению, исполнялось четыре месяца 7208 г., а по введенному новому летосчислению, наступал 1700 год.
Но третьего нововведения не последовало, и вплоть до 14 февраля 1918 г. в России действовал юлианский календарь, т. е. «старый стиль» счисления времени, в то время как в странах Западной Европы использовался григорианский календарь («новый стиль»),
В соответствии с правительственными предписаниями празднование Нового года должно было происходить с 1 по 7 января. Ворота дворов надлежало украсить сосновыми, еловыми или можжевеловыми деревьями, а ворота бедных владельцев — ветвями. Каждый вечер по большим улицам велено было жечь костры. Жители при встрече должны были поздравлять друг друга с наступлением Нового года. В честь праздника предполагалось устроить пушечную пальбу и фейерверки. Предусмотренные указом меры были в точности выполнены при активном участии царя. Австрийский резидент Плейер доносил: «...сам он [царь] в этот вечер устроил очень красивый фейерверк, целый день приказал стрелять из пушек, которых более 209 свезено было к Кремлю, и эта стрельба из пушек и фейерверки, как и стрельба из мелкого ружья по всем домам, также иллюминации и другие изъявления радости в течение шести дней заключены были обыкновенным освяще¬нием воды, или Иорданью, в день св. богоявления». Датский посол Пауль Гейнс, чтобы доставить удовольствие царю, к Новому году иллюминировал свой дом на итальянский манер фонарями и заслужил благодарность Петра, о чем поспешил уведомить своего короля.
//Павленко, Н.И. Петр Великий. – Москва, 1994. |
Народные легенды о Петре

«Разумеется, все это производило страшное впечатление на народ. В народе заговорили, что наступили последние времена, что скоро будет светопреставление, что Петр и есть ожидаемый антихрист. Благодаря такому взгляду, и все поступки Петра получали соответствующее разъяснение. Царь, по возвращении из-за границы, не пошел к московским святыням, — иначе он и поступить не мог: он знал, что, сила Господня не допустила бы его, окаянного, до святого места. Вполне понятно и то, почему он не захотел поклониться праху предков и не повидался со своими родными: ведь они ему чужие, и, пожалуй, обнаружили бы его обман. По той же причине он и народу не показался в день нового года. А чтобы его не узнали по предсказанному сроку его явления, он изменил хронологию: велел считать годы не от сотворения мира, а от Рождества Христова, причем насчитал от сотворения мира до Р. X. не 5500 лет, как считали раскольники, а 5508. Благодаря такой комбинации, 1708-й год от Р. X., по счислению Петра, оказался 1700-м. Таким образом, Петр «украл у Бога» целых восемь лет. Чтобы еще более запутать хронологию, он велел считать новый год с января, вместо сентября, при чем упустил из виду самое простое обстоятельство: если мир был сотворен не в сентябре, а в январе, то как же это в трескучие-то морозы в раю яблоки росли? Наконец, и знамение антихриста он принял на себя коварно: он назвал себя: «император» вместо — «иператор». Дело в том, что если из слова «император» выбросить букву «м», а остальные буквы рассматривать как славянские цифры и сложить их, то в сумме получится ровно 666 — число апокалипсического зверя. Таким образом, коварный зверь скрыл свое звание под буквой «м» ...
// Галкин А. Петр Великий и отношение к нему современников. – М., 1912. |
Вернуться на главную страницу |